Ростов надо чувствовать

Люди 17 октября 2025
picture
Ростов надо чувствовать

Ростов — сравнительно молодой город, и кажется, что в его истории нет белых пятен. Но на деле это не так. Историк, лектор, экскурсовод и автор проекта «Иду, куда хочу!» Мария Братолюбова рассказала о том, почему важно исследовать город и чем отличалась жизнь горожан в XIX веке от нашей.

Открывать город заново

По словам Марии Братолюбовой, она уже не может без постоянного изучения города. И это работает, ведь многие вещи можно не заметить с первого раза.

«Я отвлекаюсь лишь тогда, когда мне неинтересно или скучно. Когда иду по городу, который люблю, то я как рыба в воде, мне всё интересно. Именно поэтому очень люблю ходить одна перед тем, как идти с группой. Это даёт возможность прочувствовать город, мне это надо. Казалось бы, ходишь сотый раз по одним и тем же улицам, а в 101-й — раз, бац, и узнаёшь что-то новое! Например, сняли рекламные щиты, а там надпись времён войны. И даже если тебе кажется, что ты знаешь город, то его можно открывать каждый раз заново. И делиться этими знаниями с другими», — говорит Мария Братолюбова.

При этом она отмечает, что заставить человека слушать нельзя. Его надо заинтриговать:

«Нужно рассказать что-то интересное, необычное. Чтобы человек смог проецировать это на себя. Людей не интересуют даты, цифры, имена людей. Им интересно то, что про них. Интересно, когда тебя развлекают, даже если это лекция или экскурсия. Это интеллектуальный досуг. Но ключевым словом тут является „досуг“».

Лекции в ресторанах — это нормально

Мария стала одной из первых, кто начала читать лекции об истории города в ресторанах. И даже столкнулась с критикой от коллег, которых удивляло, что доцент читает лекции в такой атмосфере.

«Но на деле, когда я говорю, то люди первые 15 минут даже не едят. Приходится просить приступать к еде. И в этом нет ничего плохого. Меняются времена — меняются форматы. Сейчас важна экономика впечатлений. Мы сами часто дарим близким не вещи, а эмоции — сертификаты на экскурсии, гастроужины и т. д. И ужины с лекциями — это тоже про эмоции. Это развлечение с умом. Ты ешь и узнаешь что-то интересное», — говорит Мария Братолюбова.

Она отмечает интересную тенденцию: в век цифровизации экскурсии и лекции продолжают набирать популярность.

«Люди хотят общаться. И в условиях тотального оглупления для умного человека посещение таких мероприятий — это форма самоидентификации. Люди там знакомятся, общаются. Им важно понимать, что вокруг есть люди, которым тоже интересно. И это радует. Когда смотришь анонсы лекториев, то понимаешь, что у нас умный город, раз на них есть спрос», — поясняет экскурсовод.

Чем отличается ростовчанин прошлого от современного жителя?

По словам Марии Братолюбовой, в чём-то ростовчане прошлого и ростовчане настоящего остаются похожими. Так, и сейчас многие продолжают жить в условиях устных договорённостей — что правильно, а что нет, что плохо, а что хорошо. При этом многое, что сейчас считается нормой, в прошлом было табу.

«В XIX веке, например, омлет — это был десерт, его ели с джемом или вареньем. А нам с беконом подавай! А если смотреть глобально, то мне кажется, что тогда время не так таяло, и люди жили более размеренно. Это мы постоянно куда-то бежим. А тогда у многих людей даже часов не был. Они время по гудку завода определяли или по общественным часам», — рассказывает Мария Братолюбова.

Гастрономия старого Ростова

Помимо экскурсий и лекций Мария Братолюбова организовывает реконструкции званых ужинов старинного Ростова. В частности, званого ужина в честь открытия памятника Екатерины II в Нахичевани.

«Я в прошлом году в фондах краеведческого музея нашла программу открытия памятника. А там два меню. Одно музыкальное, где Верди, Чайковский и др. А другое гастрономическое. И тогда пришла идея сделать историческую реконструкцию. А там стерлядь в рейнском вине, жаркое с перепелами. Между этими блюдами всем наливали пунш-гляссе. Это напиток, который обнулял рецепторы между блюдами. Но стоит отметить, что даже если найти рецепт той эпохи, то повторить блюдо невозможно. Тогда другая трава была, другое мясо, другие консервы», — говорит Мария Братолюбова.

Также всем гостям ужина раздали копии билетиков, которые давали на открытие памятника. И в итоге люди не только ели, но и узнавали об истории. Например, Мария рассказала, что памятник Ломоносову напротив главного корпуса ЮФУ стоит на постаменте от памятника императрицы. Просто его глубоко зарыли в землю. В итоге выходит история не только про еду, но и про город, потрясения и людей. Это лучше, чем голые факты и цифры. Это, по словам Марии, помогает оживить город.

Примечательно, что ростовчане XIX века ели больше мяса, чем едим мы. А рыбой и вовсе могли топить печи.

«До середины XIX века французская булка была дороже, чем говядина. Тогда в России не было ещё в таких масштабах производства зерна. А мяса было много. Мы сейчас в год едим 76 кг баранины, а ростовчане в середине XIX века ели 106 кг говядины в год. А рыба стоила дешевле воза дров. Шамайкой даже печи топили. При этом толстых людей почти не было — все много двигались», — рассказывает Мария Братолюбова.

Интересен и тот факт, что Ростов всегда был европоцентристским городом. Это было видно по меню ресторанов, где местных казачьих блюд попросту не было.

«У нас был свой фастфуд. На старом базаре за три копейки можно было купить свиные кишки с печенью на сале, или мозги навынос с солёным огурчиком. Были и пирожки, и другая еда. Лоточники и пирожники даже по дворам ходили. В итоге им запрещать это стали. В основном такая еда была в районе Старого базара. Тут можно было на любой кошелёк перекусить», — говорит Мария.

Многие ростовчане ели дома. В меню того времени было много рыбы. Такого количества блюд из судака, как в Ростове, не было нигде. Примечательно, что овощи на базаре чаще были мочёные, это позволяло их дольше хранить. По той же причине было и много мяса-солонины.

Ростов — папа или нет?

Одним из стереотипов о Ростове является его криминальный флёр. Однако Мария Братолюбова считает, что город был так же опасен, как и многие другие города Российской империи, и особенно не выделялся. Ростов был портовым городом, находился на пересечении множества дорог, это привлекало сюда людей, в том числе и с криминальным прошлым. Но какой-то особой криминальной славы у Ростова не было.

«У нас было два респектабельных района — Старый город, вокруг базара и Новый город в районе Пушкинской, Ворошиловского и площади Советов. Остальная часть города — это чаще всего нелегальные самозастрои. В Богатяновке, например, до сих пор есть сквозные дворы, через которые можно попасть с одной улицы на другую. Это специально сделано было, чтобы теряться от полиции. В итоге у нас были районы как с ресторанами и дорогими магазинами, так и с трущобами. И все вместе — это Ростов! Если ты гуляешь только по фасадным районам, то город ты не поймёшь. Вся его суть и атмосфера как раз в том, что он очень разный. У нас много сохранилось дореволюционной квартальной застройки, а по количеству старого фонда, где всё ещё живут люди, мы входим в первую тройку по стране», — отмечает Мария Братолюбова.

Ростов — грамотный город

Если сейчас добыть информацию и узнать новости — это не проблема, ведь есть интернет, то нашим предкам было намного сложнее. В итоге главной площадкой для коммуникаций был базар. Там люди общались и узнавали новости. Это была своего рода социальная сеть XIX века. 

Активно развивались в Ростове и газеты.

«Известная газета «Приазовский край», к примеру, каждый день выходила. Это, по сути, летопись жизни ростовцев. Там писали все: родился, женился, умер. Была газета «Донская пчела», которую как-то раскритиковал сам Антон Чехов. Поводом стало смешное объявление, в котором муж пишет, что жена его сбежала с каким-то прапорщиком. Объявление выходило целую неделю, и Чехов посчитал, что всё это ради привлечения внимания. А на деле мужчина действительно опубликовал восемь объявлений. По тем деньгам это стоило 25 рублей — месячная зарплата рабочего!. Это больше, чем история города — это история людей», — говорит Мария Братолюбова.

Такое распространение газет в городе Мария связывает с тем, что ростовцы были достаточно грамотными. По статистике, 49,9% горожан были обучены грамоте. Город был купеческий, а вести бизнес, не будучи грамотным, сложно.

О ростовчанках

Бытует мнение, что ростовчанки — самые красивые девушки в стране. По мнению Марии Братолюбовой, это придумали сами ростовчане, которых она называет фанатами своего города:

«Это и приезжие подмечали, что ростовчане часто считают свой город лучшим. Но девушки у нас всегда выделялись. Ростов не был городом невест. По статистике, на конец XIX века на тысячу мужчин приходилось 820 девушек. Причём девушек далеко не простых. Ростов — город, который построили мигранты. Это город, где можно было сделать карьеру, своего рода социальный лифт, когда за два поколения из крестьян становились купцами. И девушки сюда ехали за лучшей долей. Тогда в России у многих девушек единственной стратегией самореализации было выйти замуж. А в Ростов приезжали те девушки, которые хотели самореализоваться, учиться, заниматься бизнесом. Как итог, замуж они выходили поздно — в 25–26 лет. В деревнях, например, если ты в 19 лет ещё не замужем, то сразу статус «вековухи» получила. А Ростов тогда был городом «карьероориентированных вековух». В городе были женский клуб, женские благотворительные организации, а сами ростовчанки были яркие, энергичные, прыткие. Многие путешественники отмечали их нахрапистый характер».

Где искать информацию?

Найти информацию о жизни Ростова прошлого, оказывается, не так уж и легко. Даже многочисленные газеты того времени утеряны. Во время Великой Отечественной войны город сильно пострадал, и архивы,например, того же «Приазовского края» были уничтожены. Сейчас многое можно найти в архивах Москвы и Петербурга, куда в те времена высылали контрольный номер.

«Ещё один способ добыть информацию — изучение воспоминаний, дневников. Причём чаще всего это воспоминания жителей Нахичевани. Ростовцы в те времена как-то не особо рефлексировали. Была ещё книга «Ростовские трущобы» Алексея Свирского. (Серия очерков была написана журналистом Алексеем Свирским в 1892 году, а в 1893 они вышли отдельной книгой — прим. ред). Но он писал больше о «дне», где всё очень плохо. Есть и периоды, которые находятся в «зоне умолчания». Это Ростов в годы Первой мировой и Гражданской войны. В других случаях информацию просто не добыть. Фонды старообрядцев, например, находились в Днепре, так как Ростов был тогда частью Екатеринославской губернии. И неизвестно, сохранились ли они вообще. Что-то можно найти в архивах департаментов полиции в Москве. Изучая историю города, порой чувствуешь себя исследователем, а иногда и детективом», — отмечает Мария.

Очень важным Мария Братолюбова считает не просто находить информацию, но и задавать вопросы. Если начать глубоко исследовать, то, по её словам, можно узнать много нового, что изначально может показаться странным. А если копнуть глубже, то это странное обретает логику и смысл.

И главное — это ощущения, когда узнаёшь что-то новое

«У меня ощущение, что я словно выиграла миллион, когда я что-то нахожу. Я вот как-то памятник XIX века нашла. Поехала в Камышеваху (хутор в Ростовской области — прим. ред.) менять колёса. Пока мастера работали, я пошла гулять и обнаружила памятник Александру II. Он сейчас во дворе музея стоит. Из последнего: мы нашли окно Люксфера. В Ростове прошлого каждый сантиметр должен был делать деньги, в том числе и в подвалах. И такие окна Люксфера использовали для освещения подвалов. Это такая чугунная решётка с квадратиками, в которые устанавливали стеклянные призмы, свет преломлялся и освещал подвал. Недавно обнаружили такое окно на Чехова, и это было круто! Мы с моими студентами теперь хотим его восстановить», — рассказала экскурсовод.

Автор Роман Неведров
Фото из архива Марии Братолюбовой

Поделиться: