Александр Радищев познавал Россию по дороге из Петербурга в Москву, Венечка Ерофеев — из Москвы в Петушки, а мы предлагаем познакомиться с нашим краем по пути из Ростова до станции Лихой. В путешествие отправимся на электричке. А помощниками нашими будут зоркий глаз, энциклопедия и топографический словарь.
Поехали!
Из Ростова в сторону Лихой ходит пять электричек. Расписание лучше уточнять, но пока выглядит оно так: две утренние, одна обеденная и две вечерние. Если электропоезд не ускоренный, то в дороге вы будете около четырёх часов. И это время мы предлагаем вам провести с пользой.
Стартуем со станции Ростов-Пригородный. И пока ждём отправления поезда, обратим внимание на железнодорожный вокзал. Первый вокзал появился в донской столице в 1876 году, он принадлежал Ростово-Владикавказской дороге. Выстроенный из красного кирпича, выглядел он торжественно и часто становился лицом Ростова на почтовых открытках. Но, к сожалению, в Великую Отечественную войну это здание было разрушено.
Первое здание вокзала часто публиковали на открытках.
Вокзал, который мы знаем сегодня, был построен уже в 1962 году. В архитектурный ансамбль теперь включили и его младшего брата Ростов-Пригородный. Проект здания, как ни удивительно — дипломная работа студента-заочника Ростовского инженерно-строительного института, тогда уже ведущего инженера «Донпроекта», Анатолия Симоненко. Этот лёгкий, несколько модерновый вокзал он придумал ещё в 1958 году. Для своего времени здание выглядело весьма прогрессивно, однако органично вписалось в среду и стало украшением этой части города.
Через двадцать две минуты после старта с Ростова-Пригородного электричка прибывает на станцию Сельмаш. Она обслуживала посёлок, в котором жили сотрудники завода «Ростсельмаш». Подъездные пути сюда раньше тянулись с другой станции — Нахичевани-Донской. Сегодня её уже нет на железнодорожной карте.
Станция Сельмаш известна и своей трудовой историей, и героической, связанной с именем Алексея Береста. 3 ноября 1970 года на этой станции советский офицер, водрузивший над рейхстагом Знамя Победы, Алексей Берест, спас из-под колёс поезда «Москва – Баку» упавшую девочку. Ребёнка вытолкнул, а сам выбраться не успел. Герою войны было всего 49 лет.
В память об этом подвиге 9 марта 2019 года на здании вокзала Сельмаш появилась мемориальная доска.
Из Ростова в сторону Лихой ходит пять электричек.
Десятая станция от Ростова называется «Кизитеринка» в честь одноимённой реки, правого притока Дона. С этим топонимом связана легенда о ногайском князе Иштереке, у которого смертельно заболела дочь. Как уж он только её ни лечил, каких знахарей ни звал – ничего не помогало. И тогда появился мудрый старик, который посоветовал князю ехать на Дон. Там найти два источника, два ключа Ак-Су и Кара-Су. В Кара-Су надо было выкупать больную девушку, а из Ак-Су — напоить её живой водой. Отец так и сделал. Дочь выздоровела, но, увы, влюбилась в казачьего атамана Сары-Азмана и сбежала с ним. Отец был убит горем, долго искал своё сокровище, но так и не нашёл. И с тех пор место, где лечилась юная красавица, стали называть «Кизи-Тиринга» — «пропавшая девушка».
А ещё Кизитеринка осталась в истории как место, где в декабре 1917 года верные присяге казачьи части Войска Донского пытались подавить начавшееся в Ростове-на-Дону советское восстание.
Этот казачий посёлок сегодня входит в черту города Аксай. По преданию, название своё он получил от ружья «берданка» — главного изобретения американца Хейрема Бердана. Но есть и другой вариант: селение Берданосовка стоит на холме, а на Дону холмы назывались бердами, а «нос» в казачьем варианте то же самое, что и мыс. Получается: мыс холма — нос берды — Берданосовка.
В дореволюционной России Берданосовка была местом, откуда донской уголь перегружался на баржи и отправлялся на экспорт по всему миру. А сегодня места эти славятся живописными видами заповедника «Мухина балка», тайными ходами аксайских подземелий и легендами «Казачьей заставы» — музей расположен в нескольких минутах ходьбы от станции.
В пути на некоторых станциях можно купить сезонные овощи и фрукты.
Этот хутор находится почти в получасе езды от Берданосовки. В исторических документах хутор Мишкинский впервые упоминается в 1747 году. По одной версии поселение идёт от атамана Михаила Черкашенина, с которым казаки ходили в морские походы к берегам Турции. По другой хутор назван так в честь донского Робин Гуда Мишки, который грабил проезжих купцов и где-то в окрестных холмах спрятал свои сокровища. Но есть и третья версия: у разбойника Мишки был младший брат — тоже Михаил. Родственники рассорились и разделили между собой наследство: по одной балке осталась земля Большого Мишки, а по другой — Малого.
В хуторе есть родовое имение графа Матвея Платова, атамана Всевеликого Войска Донского, героя Отечественной войны 1812 года. И памятник русского провинциального зодчества с усыпальницей рода Платовых Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Правда, на территории бывшего имения легендарного атамана ныне находится психиатрическая больница. А расписание работы церкви лучше заранее уточнить.
Так ласково называется микрорайон Новочеркасска, который ещё совсем недавно, в 1960-х годах, был хутором. С этимологией топонима в этом случае всё более-менее ясно: «хотон» — это группа ногайцев близкая к татарам. Они жили под Новочеркасском в конце XVII века. И местные, не вдаваясь в тонкости национального вопроса, звали их именно татарами, а хутор татарским.
Жители Хотунка зарабатывали на жизнь ремеслом. В частности, до революции шили славящиеся на всю округу стёганые одеяла.
А перед Великой Отечественной войной в этом пригороде Новочеркасска сформировали 81-й дальнебомбардировочный полк, который уже на четвёртый день войны вылетел на фронт. Его лётчики героически сражались, и в память об их подвигах в центре Хотунка установлен памятник — самолёт «МиГ-21». А в музее Новочеркасской школы № 24 хранятся экспонаты, рассказывающие о легендарной истории аэродрома в Хотунке.
В пути можно насладиться умиротворяющими видами из окна электрички.
У этой, 26-й от Ростова, станции в названии спрятана романтическая история, связанная с именем управляющего платовского конезавода Персианова. Его дед в юности попал в турецкий плен и оттуда был продан в семью перса как рабочая сила. Парень был из рода знахарей, ставил на ноги и людей, и животных. Взялся он вылечить и дочь перса: девушка тяжело заболела и ни один местный лекарь ей не помог. У пленного казака получилось. Девушка выздоровела и между молодыми людьми случилась любовь. Благодарный за спасение дочери отец не противился желанию молодых и отпустил казака с красавицей-женой и богатым приданым на Дон. Так и пошёл род Персияновых.
Чем ещё интересна Персияновка? Тем, что здесь уже больше ста лет разрабатывают и выращивают новые сельскохозяйственные культуры. Начиналось всё с опытного поля, а сегодня в посёлке работает Донской государственный аграрный университет — кузница сельхозкадров России. А ещё здесь же раскинулся почвенный заповедник «Персиановская степь», занесённый в Красную книгу почв России. На 70 гектарах здесь растёт более 17 видов редких растений. В частности, редкие даже для степей тюльпан Биберштейна, и тюльпан Геснера.
Здесь же есть и дубрава имени учёного-почвоведа Василия Докучаева, этот лесной массив он создал для защиты от эрозий почв ещё в конце XIX века.
Проезжая эту остановку, редко кто не ловил себя на мысли, почему «лагери», а не «лагеря»? Хотя тут всё верно. Слово «лагери» употребляется во множественном числе, когда речь идёт об общественно-политических группировках, течениях и направлениях. А вот «лагеря» мы говорим и пишем, когда подразумеваем временное место для поселения, содержания. Но под Новочеркасском эти оба понятия сплелись в одно.
В конце XIX-начале XX веков здесь находились летние лагеря Новочеркасского казачьего юнкерского училища и Донской артиллерии. Но при этом на территории было много постоянных построек: и церковь, и дом начальника офицеров училища, и бараки. Здесь же была дубовая роща с двухсотлетними деревьями. Сюда, в эту рощу, в начале позапрошлого века съезжались на учения казаки Черкасского округа. И из этих же мест в 1812 году ушли на войну с Наполеоном казачьи полки.
Сегодня ужк мало напоминаний о том периоде истории. Но остались вековые деревья и, когда они шумят, старожилы говорят, что в шёпоте их листвы можно различить хоровое казачье: «Любо!»
Если электропоезд не ускоренный, то в дороге вы будете около четырёх часов
Это несколько даже романтическое название в расписании станций появилось только в прошлом году. Раньше Культурный уголок назывался 1136-м километром. Как известно, отсчёт километров у нас идёт от Москвы. А вот Культурным уголком был переулок в городе Шахты, который и упирается в станцию. Отчего он стал культурным, сказать сложно: может, революционеры тут активно боролись с бескультурьем и безграмотностью? А может, и люди тут живут какие-то особенно культурные? Одним словом, надо проверять.
Слово «кундрючий» для нашей местности привычное — на Дону протекает одноимённая река. Вот она-то и «кундрючая», то есть, кудрявая. Бежит из Луганска на Дон извилистой змеёй, огибая возвышенности и разрезая степи. Река эта длинная — 244 километра, напитывается она за зиму благодаря снегам. Суда принимать Кундрючья не может, но на ней расположены города Новошахтинск и Красный Сулин и одна из крупнейших электростанций в этом районе (ЭТЭС) с большим водохранилищем и плотиной.
А ещё открытие на реке Кундрючьей месторождения каменного угля в конце 1721 года дало начало работам по геологической разведке Донецкого каменноугольного бассейна.
Названия многих станций тесно связаны с историй Дона.
А вот с чем может быть связано название Красный Сулин? С коммунистами, которые сулят народу светлое будущее? А может, с пожеланиями красоты девичьей?
На самом деле, с именем казачьего полковника Андрея Сулина, который в 1797 году основал на берегах рек Кундрючьей и Гнилуши крестьянское поселение. С приходом советской власти поселение получило статус города. И к фамилии его основателя добавилось ультрамодное тогда слово Красный. Жили здесь в основном малороссияне, трудились на чугунолитейном заводе, который организовал на Дону уральский промышленник Николай Пастухов. И завод этот работал до конца 1990-х. Выпускали на нём и трубы, и печи, и сковородки.
А ещё Красный Сулин дал нашей стране космонавта Валерия Корзуна и физика, участника подготовки полётов на Марс Александра Румынского.
Название этой станции и одноимённого города тоже связано с фамилией бывших владельцев хутора, братьев Зверевых. Они же разрешили проложить через их земли железную дорогу, с условием, что станция сохранит семейное имя. Так и вышло. Селение развивалось, развивалась и станция. После прихода советской власти Зверево получило статус посёлка — теперь его история была плотно связана с угледобычей. Здесь жили шахтёры, и сегодня в местном музее можно познакомиться с экспозицией, посвящённой этой опасной и очень важной профессии.
Вот и наша финальная станция. С этим названием уже связана легенда. Легенда об императрице Екатерине II. Якобы в 1787 году она, возвращаясь из путешествия по Таврии, остановилась переночевать в здешних краях. За ночь количество вещей государыни, которые перевозила свита, уменьшилось. И императрица обозвала эти места лихими.
Есть и второй вариант — станция так названа в честь атамана местных разбойников по прозвищу Лихачёв. Тут рядом и хутор Лихой, и речка с таким же названием. Одним словом — лихо в этих местах, видимо, бродило давно.
Сама станция начала работать в 1871 году, когда пустили первые составы по новенькой Воронежско-Ростовской железной дороге. С расширением дорожной сети Лихая стала узловой станцией. А рядом с ней находится город Каменск-Шахтинский. Сюда-то мы и ехали!
Город планировал известный нидерландский архитектор Франц Павлович де Воллан — автор проектов Новочеркасска, Одессы, Тирасполя и Вознесенска. Поэтому Каменск — город интересный, по-европейски чёткий, с зелёными улицами и живописными видами. Здесь есть и военно-патриотический комплекс «Патриот», и музейный комплекс «Легенды СССР», и парк «Лога», и база отдыха «Эльдорадо», и байк-отель…
Одним словом, четыре часа в электричке мы провели не зря: в Каменске есть что посмотреть и попробовать, где отдохнуть. Надо ехать!
Автор Светлана Ломакина
Фото автора
Поделиться:
Путешествие в хутор Старозолотовский. Видео
«Гена красоты не существует»
Путешествие в Усть-Донецкий район. Видео
Неинтересных мест нет, есть неинтересующиеся люди.
Фестиваль «Ключи кода» пройдёт в Ростовском-на-Дону филиале ВГИК