Гоголь приходит ночью

Явления 25 июня 2025
picture
Гоголь приходит ночью

1 июля в ростовском театре «Человек в кубе» стартует фестиваль читок «Сокровища донских степей». В течение девяти дней зрители смогут побывать на лекциях и мастер-классах, познакомиться с творчеством классиков и современных ростовских авторов. И всё это совершенно бесплатно.

О фестивале, закулисье и студентах 40+ мы поговорили с главным режиссёром театра «Человек в кубе» Катериной Рындиной.


О фестивале и проектах

- Катерина, донская земля подарила нам немало легендарных имён. Но всё это люди из прошлого. Ваш фестиваль показывает, что и сегодня у нас есть талантливые писатели. Причём разброс впечатляет: тут вам и водевиль, и «про любовь», и исторические вещи…

- Да, мы и ставили такую цель: познакомить зрителя с творчеством современных авторов. Говорили об этом давно, но, поскольку мы частный театр, поднять такой проект нам самим было сложно. И вдруг появился Президентский фонд культурных инициатив. Мы написали заявку, получили финансовую поддержку, и родилась эта насыщенная программа – девять фестивальных дней. Четыре читки ставлю я, пять – наша актриса и режиссёр Наталья Аскарова. Авторы очень разные и жанры разные – от «Вишнёвого сада» Чехова до ретродетектива нашей современницы Лизы Лосевой. На этом же фестивале пройдут лекции об Антоне Чехове и Викторе Мережко, мастер-классы по актёрскому мастерству, режиссуре, драматургии, изобразительному искусству. Всё это есть у нас в соцсетях, смотрите, регистрируйтесь и приходите – это бесплатно.

- Вы раньше позиционировали себя как частный театр, а в феврале этого года, когда переехали в дом Яблоковых (здание, построенное 1898 г., названо по фамилии первого владельца, находится по адресу Большая Садовая, 64 - прим.ред.), стали Центром Современной Культуры «Человек в кубе». Что это значит?

- Это значит, что помимо театра есть много других проектов. К примеру, «Городская легенда», где зрители в неформальной обстановке встречаются с культурными деятелями Ростова. У нас уже побывала известный гид Марина Натальян, джазовая певица Оксана Ференчук, актёр театра и кино, заслуженный артист России Николай Ханжаров. Как всё проходит? Мы собираемся за большим столом, пьём чай со сладостями. Модератором на таких встречах выступает кандидат филологических наук Наталья Марченко. Гости поначалу стесняются задавать нашим «городским легендам» вопросы, так вот Наталья помогает разрядить обстановку, и в итоге всё проходит по-домашнему.

- Какие ещё у вас проекты были или будут?

- Самый наш давний проект – студия актёрского мастерства, где мы занимаемся со взрослыми людьми, которые хотели бы попробовать себя в роли актёров или  раскрыть в себе что-то новое. Такие группы мы набираем каждый год и ведём студентов 10 месяцев – с сентября по июль. В конце они показывают зрителям выпускной спектакль.

У нас есть театральная мастерская и есть люди, которые занимаются в ней уже 10 лет. Фактически это отдельная труппа, у которой и свой репертуар, и спектакли. И гастроли. К примеру, 27 июня они повезут в Аксай «Старуху Изергиль». Это очень метафизический спектакль – там нет ничего из школьного восприятия новеллы. Он глубокий, уйти с него равнодушным, мне кажется, невозможно.

Потом у нас был проект «Театральный туризм». Мы собирали людей, возили их в Москву, показывали хорошие спектакли, делали встречи с актёрами и режиссёрами, подбирали музеи для посещения. Сейчас у нас увеличился объём работы, и этот проект на паузе. Но есть шанс, что со временем он вернётся. 

Был у нас и летний театральный лагерь для взрослых. Мы выезжали в Дедеркой, Крым, Абрау-Дюрсо. Там у нас была и культурная, и театральная программа, в финале которой мы делали ряд этюдов.

О студентах и зрителях

- Студенты вашей студии взрослые люди, часто это 40+ .Приведите примеры, когда у них менялась жизнь после окончания курса.

- У нас бывают общие встречи, чаепития, и там таких историй можно услышать множество. К примеру, был у нас студент, менеджер в коммунальной службе. Отучившись, он узнал о себе, о своих возможностях много нового. И кардинально поменял жизнь. Ушёл с работы, стал путешествовать по миру, проводит тренинги, пишет книги. И выглядит счастливым человеком. Второй пример – наш администратор Ася. Не скажу точно её возраст, но ей за 50. Долгое время она была нашей зрительницей, но прийти в студию из-за работы не могла - слишком плотный график. В пандемию работы у нее не стало, и Ася начала учиться театральному мастерству. С 2020 года она с нами. Была на всех курсах, в лагерях, а теперь и работает администратором. Задорная, весёлая, танцует, фигурным катанием занимается – мы поражаемся её жизнелюбию.

- Театру в этом году 14 лет. Если сравнивать тех зрителей, что ходили к вам вначале и нынешних – это разные люди?

- Конечно. В 2011-ом году, когда мы только начали, у нас не было своего пространства: репетировали мы в коморке, а играли на съёмных площадках. Тогда к нам ходил только подготовленный зритель – люди с культурным, литературным, музыкальным бэкграундом. Но было и немало зрителей, которые хотели чего-то нового, отличного от того, что десятилетиями предлагается в государственных театрах. При этом, чего ждать от частного театра не знали. И самые частые вопросы, которые нам задавали в то время: Не будут ли их трогать на спектаклях? Раздеваются ли у нас? (смеётся.) В то время на наших спектаклях были в основном молодые люди. Но мы взрослели, вместе с нами взрослела и публика. И сегодня это люди 40+, среди них уже много и массового зрителя. Но театр – это живой организм: мы развиваемся, меняемся и наши зрители меняются тоже.  

- У вас большой репертуар. Если человек идёт к вам впервые, что ему стоит посмотреть?

- Спектакль «Три высоких женщины». Это визитная карточка нашего театра. В 2015-ом году, когда мы переехали на Большую Садовую, 66 (предыдущее месторасположение театра - прим.ред), началась новая глава нашей истории. Она была связана с театром эмоционально-насыщенных форм, таировским театром (таировский театр (камерный театр) — драматический театр, основанный в 1914 году режиссёром и актёром Александром Таировым. В этом театре объединялись элементы драмы, музыки, пантомимы и танца - прим. автора). Мы много уделяем внимания символическим, метафизическим вещам. «Три высокие женщины» — именно такой спектакль. Ему уже 10 лет, несколько раз менялись составы, но постановка до сих пор в топе.

О мистике и надеждах

- Катерина, расскажите немного о себе?

- Я ростовчанка, училась в училище культуры у Юрия Мельницкого. Затем у меня был курс повышения квалификации в ГИТИСе. В Москве я насмотрелась на частные театры, поняла, что это необычно, в этом есть свобода. Но жить в столице я никогда не хотела, вернулась домой. И тут пыталась организовать частный театр. Я понимала, что такой, живой театр, нужен городу. Первый мой спектакль был «За закрытыми дверями» по Сартру, а затем «Чудная баба» по пьесе Нины Садур. Вот так понемногу мы и развивались. Сегодня в труппе четыре постоянных артиста, а остальные актёры у нас приглашённые.

- Мы беседуем в большом зале, вокруг много интересных предметов: старый сервант, фигурки, стулья начала прошлого века. Говорят, частным театрам помогают зрители – несут мебель бабушек, предметы интерьера, костюмы…

- Так и есть, нам даже ремонт помогали делать зрители. Но стулья, к примеру, мы купили через Авито. Фигурки котиков — они уже стали символом театра — нам дарят. А вот металлическая вывеска — вещь с историей. Это наша первая вывеска, она очень тяжёлая и всегда переезжает с нами. Почему переезжает? Потому что своей площади у нас нет, все помещения мы берем в аренду. Это не исключение. А на стенах вы видите картины Ани Тарасенко. Это художница из Новочеркасска, у неё очень богатая культурная жизнь – Аня много путешествовала, выставлялась в Париже, сейчас живёт в Нижнем Новгороде. В 2015-м году она нам принесла эти картины. И мы стали брать их на спектакли. В каждой постановке висела работа Тарасенко. А в «Трёх высоких женщинах» её картина даже стала визуальным символом спектакля.

- Сегодня ваш театр находится в здании торгового дома Яблокова. Здесь в начале прошлого века было и кабаре, и электробиограф (устаревшее название кинотеатра - прим.ред.). То есть, дом со своей культурной историей. Вы это чувствуете? Ну и, может, ходит тут кто-то по ночам? 

- Историю мы, конечно, знаем. И ощущение, что это место особое, есть. Да и когда задерживаемся на репетиции до ночи, действительно, слышим чьи-то шаги, хотя в здании уже никого нет. Но, когда мы сюда заезжали, попросили здешних невидимых хозяев нас принять, поэтому мы с ними мирно сосуществуем.

А что касается театральной мистики, то в прошлом помещении, когда мы находились в подвале соседнего здания, случилась одна история… Было что-то около полуночи. Мы репетировали «Тринадцать снов» по Гоголю. Но всё не клеилось. В центре сцены у нас стоял бюст Гоголя, его из папье-маше сделала скульптор Маша Богораз. И вот я решила, что нам всем надо переключиться, настроиться на волну писателя. Мы остановили репетицию, встали вокруг бюста, начали настраиваться и тут раздаётся звонок. Кто-то пришёл. Причём, просто так, походя, позвонить не могли – надо было спуститься в подвал, найти кнопку. Знающий гость звонил, одним словом. Я иду открывать, выглядываю, а там никого нет. Возвращаюсь. Мы начинаем репетировать, и всё идёт идеально.

- ... ?

- Мы решили, что это Гоголь пришёл (многозначительно улыбается). Пришёл и поставил нам спектакль на рельсы.

- Тогда давайте закончим тем, с чего начали. Сейчас у вас уже очень хорошая запись на фестиваль, людям такой формат явно интересен. Если всё пройдёт хорошо, что будет дальше?

- Мы будем продолжать, добавим новые направления, формы, мастер-классы, лекции. Сейчас в истории нашего театра время большой трансформации – мы ищем себя. И приглашаем к нам единомышленников, людей, с которыми мы смотрим в одном направлении. Если нас будет много, сможем ставить другие спектакли, придумывать новые проекты. Обо всём этом мы рассказываем у себя в соцсетях, так что подписывайтесь, приходите. Впереди ещё много интересного…

Светлана Ломакина, фото из архива театра 

Афиша фестиваля театральных читок «Сокровища донских степей»

Все мероприятия проходят бесплатно, но нужно зарегистрироваться. Подробнее о регистрации на сайте организатора.

01 июля

18.00 Лекция о Чехове. Н. Марченко

19.00 Театральная читка А. Чехов «Вишнёвый сад», режиссёр Катерина Рындина


02 июля

18.00 Лекция о Мережко. Н. Марченко

19.00 Театральная читка В. Мережко «Пролетарская мельница счастья», режиссёр Катерина Рындина


03 июля

19.00 Театральная читка А. Рыбин «Чудеса да И ТОЛЬКО», режиссёр Наталья Аскарова

21.00 Творческая встреча с автором


05 июля

15.00 Театральная читка

С. Ломакина «Собака мордой вниз», режиссёр Наталья Аскарова

17.00 Творческая встреча с автором


07 июля

19.00 Театральная читка Л.Лосева «Чемоданчик Егора Лисицы», режиссёр Наталья Аскарова

21.00 Творческая встреча с автором


08 июля

19.00 Театральная читка Г. Шолохов-Синявский «Честное имя», режиссёр Наталья Аскарова

21:00 Творческая встреча с семьей автора


09 июля

19.00 Театральная читка В.Ященко «Светынька», режиссёр Наталья Аскарова, и вечер памяти автора.


22 июля

19.00 Театральная читка М.Шолохов «Судьба человека», режиссёр Катерина Рындина

21.00 Обсуждение со зрителями


23 июля

19.00 Театральная читка С.Медведев «Парикмахерша», режиссёр Катерина Рындина

21.00 Творческая встреча с автором


Поделиться: